Тренинг–семинар «Гендерное образование в системе образовательных учреждений»
12 Марта 2012, Понедельник
Россия
9 марта в Саратове рабочая группа проекта «Содействие развитию гражданского общества через продвижение прав женщин», реализуемого Проектом Кешер, провела тренинг–семинар «Гендерное образование в системе образовательных учреждений» для учителей средних школ Ленинского района г.Саратова.
Семинар был проведен на базе общеобразовательной школы № 41 Ленинского района. В семинаре приняли участие школьные психологи, социальные педагоги, учителя начальных классов. В течение дня в интерактивной форме участники погружались в интересную и практически для них неизвестную тему, постепенно расставаясь с существующими гендерными стереотипами и мифами.
Семинар еще раз обострил главную проблему гендерного образования именно в средней школе: полное отсутствие у учителей знаний по данному вопросу, непонимание того, что гендерное образование не имеет ничего общего с сексуальным образованием и как следствие – страх перед этой темой. Все участники отметили, что необходимо начинать обучение с педагогов, обязательно привлекая руководство школ, а также очень важно вести просветительскую работу среди родителей. Также было отмечено, что неподготовленность учителей, неправильное понимание темы, следовательно, неправильное ее преподнесение учащимся может привести к негативным последствия. Также необходимо учитывать, что Саратовская область регион очень многонациональный и много конфессиональный (большой процент мусульманского населения, казачество). Бытует мнение, в том числе и в педагогической среде, включая руководство образования в регионе, что лучшим выходом является раздельное обучение мальчиков и девочек. В некоторых городах области в настоящее время проводится подобный эксперимент и очень пропагандируется. Это также обсуждалось на семинаре, высказывались мнения за и против. Учителей пугает сложившиеся в настоящее время в обществе отношения между девочками и мальчиками.
По итогам семинара можно сделать следующие выводы: необходима широкомасштабная программа просвещения для учителей, охватывающая работников образования разных направлений (психологов, социальных работников, историков, филологов), программа для работы с директорами школ, программа для работы с родителями. Учителя и родители живут в мире ужасных мифов, стереотипов и страхов.
Изменить эту ситуацию очень сложно. Также было отмечено, что программы для работы с детьми должны быть официально разрешены для работы даже в рамках внеаудиторной работы, т.к. родители, в силу незнания, готовы обвинить учителей в развращении детей.
Тем не менее, сегодня в рамках здоровье сберегающих технологий можно говорить о психологическом и социальном здоровье учащихся, но, к сожалению, как отмечалось выше, у учителей нет знаний. И этот факт наглядно показал проведенный семинар.
Для практической деятельности на местах участницы получили буклеты и диски Проекта Кешер по домашнему насилию, семейному праву, методические видео- и печатные материалы, партнерских организаций, которые помогут им лучше разобраться в данной теме: Гендерные роли, Скрытый учебный план, Гендерный подход в обучении и воспитании, Гендерный тренинг и т.п.
«Считаю, что школа является очень хорошей и перспективной площадкой для гендерного просвещения, даже, невзирая на всю косность и инертность системы среднего образования. В школе есть энергичные, думающие учителя, важно дать им правильные знания и инструменты», - так отозвалась о проведенном семинаре-тренинге координатор проекта «Содействие развитию гражданского общества через продвижение прав женщин» в Саратове, активистка женской группы Проекта Кешер Ирина Мошель.
Семинар был проведен на базе общеобразовательной школы № 41 Ленинского района. В семинаре приняли участие школьные психологи, социальные педагоги, учителя начальных классов. В течение дня в интерактивной форме участники погружались в интересную и практически для них неизвестную тему, постепенно расставаясь с существующими гендерными стереотипами и мифами.
Семинар еще раз обострил главную проблему гендерного образования именно в средней школе: полное отсутствие у учителей знаний по данному вопросу, непонимание того, что гендерное образование не имеет ничего общего с сексуальным образованием и как следствие – страх перед этой темой. Все участники отметили, что необходимо начинать обучение с педагогов, обязательно привлекая руководство школ, а также очень важно вести просветительскую работу среди родителей. Также было отмечено, что неподготовленность учителей, неправильное понимание темы, следовательно, неправильное ее преподнесение учащимся может привести к негативным последствия. Также необходимо учитывать, что Саратовская область регион очень многонациональный и много конфессиональный (большой процент мусульманского населения, казачество). Бытует мнение, в том числе и в педагогической среде, включая руководство образования в регионе, что лучшим выходом является раздельное обучение мальчиков и девочек. В некоторых городах области в настоящее время проводится подобный эксперимент и очень пропагандируется. Это также обсуждалось на семинаре, высказывались мнения за и против. Учителей пугает сложившиеся в настоящее время в обществе отношения между девочками и мальчиками.
По итогам семинара можно сделать следующие выводы: необходима широкомасштабная программа просвещения для учителей, охватывающая работников образования разных направлений (психологов, социальных работников, историков, филологов), программа для работы с директорами школ, программа для работы с родителями. Учителя и родители живут в мире ужасных мифов, стереотипов и страхов.
Изменить эту ситуацию очень сложно. Также было отмечено, что программы для работы с детьми должны быть официально разрешены для работы даже в рамках внеаудиторной работы, т.к. родители, в силу незнания, готовы обвинить учителей в развращении детей.
Тем не менее, сегодня в рамках здоровье сберегающих технологий можно говорить о психологическом и социальном здоровье учащихся, но, к сожалению, как отмечалось выше, у учителей нет знаний. И этот факт наглядно показал проведенный семинар.
Для практической деятельности на местах участницы получили буклеты и диски Проекта Кешер по домашнему насилию, семейному праву, методические видео- и печатные материалы, партнерских организаций, которые помогут им лучше разобраться в данной теме: Гендерные роли, Скрытый учебный план, Гендерный подход в обучении и воспитании, Гендерный тренинг и т.п.
«Считаю, что школа является очень хорошей и перспективной площадкой для гендерного просвещения, даже, невзирая на всю косность и инертность системы среднего образования. В школе есть энергичные, думающие учителя, важно дать им правильные знания и инструменты», - так отозвалась о проведенном семинаре-тренинге координатор проекта «Содействие развитию гражданского общества через продвижение прав женщин» в Саратове, активистка женской группы Проекта Кешер Ирина Мошель.