Ирина Баркан Минск, Беларусь
Царь Шломо.
Дварим 17:(14) Когда ты придешь в землю, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься в ней, и скажешь: "поставлю я над собою царя, подобно всем народам, которые вокруг меня", (15) То поставь над собою царя, которого изберет Г-сподь, Б-г твой: из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою чужеземца, который не брат тебе. (16) Только чтоб он не заводил себе множества коней и не возвращал народ в Египет для умножения коней; Г-сподь же сказал вам: "не возвращайтесь более путем сим"; (17) И пусть не обзаводится множеством жен, дабы не развратилось сердце его; и чтоб серебра и золота не умножал он себе чрезмерно.
В недельной главе «Шофтим» говорится о том, что еврейскому царю нельзя иметь много жён, коней и богатств. Мудрецы говорят, что царю можно иметь не более 18 жён.
У меня сразу же возникает вопрос: а как же самый мудрый из людей Шломо? Почему у него было огромное количество жён и наложниц, несметные богатства? Неужели он не знал о данном требовании Торы? Несомненно, знал. Тогда в чём дело? Я думаю, что если бы у него не было столько жён, никогда бы не была написана книга, являющаяся гимном любви между мужчиной и женщиной, между Вс-им и народом Израиля «Шир а ширим».
А богатство? Не бывший очень богатым, не знает, что это такое, не понимает, что не в этом счастье и смысл жизни. А царь Шломо, возможно, потому и смог стать автором потрясающего философского произведения «Коэлет», которое мы читаем в Суккот.
Ему надо было пройти испытание богатством.
Но в то же время, распад государства и исчезновение 10 колен – это следствие, в какой-то степени, поведения Шломо, нарушения им определённых заповедей Торы. Он разрешал каждой из жён справлять свой культ, поклоняться своим божкам, и это стало привлекательно для простых израильтян, можно им, почему нельзя нам – возврат к идолопоклонству. Огромные богатства отдаляли его от народа, царь не понимал их тягот и проблем.
А может только мудрый Шломо своей силой и авторитетом мог сохранять мир с окружающими народами, его дети были не настолько сильны, возникла необходимость расколоть государство, чтобы выжили хоть 2 колена, впоследствии сумевшие восстановить Храм и возродить жизнь в Эрец Исраэль.
Все эти предположения - лишь версии, подтверждаемые или опровергаемые жизнью последующих поколений... Мудрость и величие Шломо не исключают возможности ошибки, которая может стать ярким примером нам - как НЕ надо делать. Но это на выбор каждого!
«МЩЕНИЕ Б-ГА НАД МИДЬЯНОМ».
БЕМИДБАР 31:
/1/ И ГОВОРИЛ Б-Г, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /2/ "ОТОМСТИ ЗА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ МИДЬЯНИТЯНАМ, ЗАТЕМ ПРИОБЩИШЬСЯ ТЫ К НАРОДУ ТВОЕМУ". /3/ И СКАЗАЛ МОШЕ НАРОДУ: "ПУСТЬ ВЫЙДУТ ИЗ ВАС ЛЮДИ В ОПОЛЧЕНИЕ, И ПУСТЬ ВЫСТУПЯТ ОНИ ПРОТИВ МИДЬЯНА, ЧТОБЫ СОВЕРШИТЬ МЩЕНИЕ Б-ГА НАД МИДЬЯНОМ.
В главе «Матот» мы читаем приказ Вс-го уничтожить мидьянитян. Почему только мидьянитян? А амонитян и моавитян, которые тоже не разрешили пройти евреям через их земли, не тронули. Потому, говорят наши комментаторы, среди многих других причин, что в будущих поколениях у моавитян родится Рут, а у амонитян – одна из жён царя Шломо, то есть за заслуги будущих поколений.
А почему тогда не учитываются заслуги мидьянитян в прошлом, ведь Итро и Ципора из мидьянитян. И почему Моше не просит Вс-го смягчить участь мидьянитян, как когда-то Авраам просил о жителях Сдома и Гоморры?
Я думаю, что Моше знал, что кроме Итро и Ципоры просить не за кого, а эти двое были среди израильтян, а не мидьянитян.
Или, возможно, потому, что Итро сам пришёл к вере в Единого Б-га, не поведя за собой свой народ. Более того, он и его семья стали изгоями в родной стране, хотя раньше Итро был верховным жрецом Мидьяна. Я думаю, если бы он рассказал своим соплеменникам о Вс-нем, о том, что ОН сделал для евреев, люди пошли бы за ним. Своим поведением он мне напоминает Ноаха, который узнав о потопе, стал строить ковчег для спасения своей семьи, не пытаясь изменить участь своих соседей, оставив весь мир погибнуть, в отличие от Авраама, который спорил с Б-гом по поводу каждого человека.
Мне ближе первое объяснение. Итро и Ципора среди израильтян – просить не за кого.
Михаль.
Меня манит и не даёт покоя образ Михаль. Почему? Попробую разобраться. Может быть потому, что это первая и единственная женщина в ТаНаХе, о которой сказано, что она полюбила.
Это сейчас, в 21 веке, никого не удивляет признание девушки в любви и чуть ли не предложение о свадьбе с её стороны. А тогда… Это был очень смелый поступок - признаться в любви к мужчине.
Причём полюбила она не равного себе по статусу царского сына, а простого воина и пастуха Давида. Это тоже смелость.
Став женой Давида, Михаль помогает ему бежать от гнева своего отца, вызывая огонь на себя. Это снова говорит о силе её любви и силе духа.
А потом? То, что происходит дальше, для меня остаётся загадкой, потому что не вяжется с её сильным характером. Отец отсылает её к другому и дочь безропотно подчиняется. Что это? Почитание отца, переходящее в послушание, боязнь вынести сор из дворца своим непослушанием? Не знаю и не могу найти объяснения этому бессловесному подчинению…
После смерти отца Давид снова забирает её к себе. Это какой же силы должна быть любовь, чтобы женщина вернулась к мужу, который не давал о себе знать столько лет и у которого уже есть жёны и сыновья, рождённые ими, без оглядки.
Далее Михаль позволяет себе критиковать мужа за то, что он слишком выражает свои чувства, танцуя при вносе Ковчега Завета в Иерусалим. Правильно это было или нет, останется на её совести. Однако не каждая женщина осмелится выразить своё мнение мужу, осуждая его поступок. Она могла неправильно истолковать танец Давида, не усмотрев в этом должной глубины и искренности служения и благодарности Вс-му. Но Михаль беспокоится о том, как выглядит любимый ею мужчина в глазах простого народа. Она ошиблась, но потом, когда Давид оставил её, занялась изучением Торы, что было тогда уделом мужчины и даже, накладывала тфилин. Это была её дорога к вере, к Вс-му.
Была ли она счастлива? Уверена, что да. Она любила, совершала в своей жизни ПОСТУПКИ, не лукавила сама перед собой, а в конце жизни пришла к вере, служа Г-ду со всей силой своего духа.
Давид и Михаль
«И полюбила Михаль Давида. И понравилось это Саулу. И стала Михаль женой Давида».
???
С первыми двумя персонажами всё понятно: Михаль полюбила, Саул увидел выгоду для себя. А что Давид? Любил ли он Михаль? Мы об этом ничего не знаем. Но мне кажется, что нет.
Разве мог мужчина оставить любимую женщину, оставить наедине с разгневанным отцом, а сам бежать. Нет. Ведь он прекрасно понимал, что обнаружив его бегство, Саул придёт в ярость и весь гнев обрушит на дочь, которая спасла мужа от смерти. А это как-то не по-мужски…
Читаем дальше. Саул забирает дочь и отдаёт её в жёны другому человеку. А что Давид? Ничего. Он живёт своей жизнью, сражается, берёт себе новых жён, которые рожают ему сыновей, даже не вспоминая Михаль. И тут погибает Саул. Препятствий к возврату Михаль нет: моё должно быть со мной. Я сам царь и достоин жены, равной мне – дочери царя. Никакой любви тут опять не вижу, обычный мужской эгоизм.
А потом самый загадочный эпизод: танец царя перед Ковчегом Г-спода, недовольство, высказанное Михаль этим танцем и, «И не было детей у Михаль, дочери Саула, до дня смерти ее».
Почему не было у неё детей? Сам Давид не захотел иметь с ней больше ничего личного, так как понял, что она дочь своего отца и не стала ему помощницей и единомышленницей, не понимая, что служение Вс-му должно быть от души. Искренне любя Г-да, Давид не думал, как он выглядит перед народом. Позже у Михаль появилась возможность достичь такой же искренности и преданности Вс-му, если мудрецы не запрещали ей накладывать тфилин и одевать талит.
А, может быть, Давиду свыше была предназначена Бат-Шева, встреча с которой была ещё впереди. В союзе Бат-Шевы и Давида родился величайший Шломо. И чтобы не было конфликта между сыном Михаль и Шломо в борьбе за власть, так как сын Михаль был бы достойным продолжателем дела своего отца, в отличие от других сыновей Давида, Михаль осталась бездетной.
Любил ли Давид Михаль, почему у неё не было детей – об этом мы можем только догадываться и размышлять…
Каин и Авель
Каин и Авель – два первых брата на Земле. Почему один убил другого? Комментаторы спорят по этому поводу, выдвигая разные версии. Это и разделение между собой земли и того, что на земле, это спор по поводу Хавы и сестёр – близнецов, родившихся с братьями (согласно мидрашам). Я думаю, что это ошибка родительского воспитания. Спор был из-за матери, т.к. она явно отдавала предпочтение Каину. Авель не знал, как угодить матери, поэтому, когда Вс-ий принял его, а не Каина жертву, усмехнулся. Он почувствовал, что наконец-то, в чём-то превзошёл старшего брата. Ведь Авель тоже нуждался в родительской любви и хотел быть лучшим и самым любимым. А Каин? Привыкший быть всегда на первых ролях, он не смог пережить унижения. Мы и в современном мире часто встречаем похожие истории, когда разное отношение родителей к детям, выделение одного из них, становится причиной ненависти родных по рождению людей, которые могут годами не общаться из-за наследства или помнить до старости обиду, нанесённую родителями. Милые родители, бабушки и дедушки, старайтесь не выделять никого из сыновей, дочерей и внуков, не сравнивайте их друг с другом, ведь каждый из них уникален по-своему! Это убережёт от многих трагедий впоследствии.
Праведникам народов мира посвящается.
В канун Дня Катастрофы и Героизма, я вспомнила о людях, которые своей добротой и мужеством спасли многих евреев от уничтожения - это Праведники народов мира.
Об одной такой женщине я хочу рассказать. Её зовут Ирина Степановна. Когда началась война, ей было 11 лет. Среди её одноклассников были евреи, со многими из них она дружила. По просьбе своей мамы, Ирина неоднократно пробиралась в гетто, подкармливая подруг и друзей. По её собственным словам, она не видела ничего героического, даже когда чуть не погибла, оказавшись на территории гетто во время акции уничтожения. «Это были наши друзья и соседи и мы им помогали, не думая о последствиях», - говорит она.
Мама воспитала Ирину достойным человеком, такими же она воспитала дочь и внука. Вместе с внуком она неоднократно мыла памятник, установленный на месте расстрела 5000 узников Минского гетто.
Общаясь с другими праведниками, Ирина Степановна вникает в их проблемы и старается решить их. Сама далеко не юная, она подключила многие еврейские организации города, чтобы её подопечная, которая не выходит из дома, смогла получить, присланные ей из США деньги.
Каждый раз, видя и общаясь с этой удивительной женщиной, я поражаюсь её энергии, доброжелательности, лучистой улыбке, искренности и умению в каждом найти что-то хорошее.
Ко всем праведникам я испытываю огромное чувство благодарности, т.к. прекрасно понимаю, не было бы их – нас было бы намного меньше.
10 лет назад моя дочь Аня, тогда ещё 14 летний подросток, написала стихотворение, посвящённое праведникам, им я и хочу закончить свой рассказ.
Память
Во все века есть люди на Земле
Такие, что не знают страха,
Не боятся смерти.
Чужая жизнь для них важней всего
И не одну они спасли, поверьте.
Такие, как они не умирают!
Такие вечно в памяти живут!
Когда они других людей спасают,
То им частицу жизни отдают.
Спасённые потомкам завещают,
Их имена святые в памяти хранить.
И потому их имена не забывают,
Такие имена нельзя забыть!
Зависть
Не желай дома ближнего своего; не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего.
Шмот 20:14
Зависть. Очень неприятное по звучанию слово. Я сразу представляю себе что-то бесформенное, скользкое, вызывающее отвращение. Оно лезет в мозг, долбит как молоток: «Хочу, хочу, просто потому что хочу. Хочу это, это и ещё, ещё, как можно больше и как можно лучше».
Нет зависти – нет мотива для преступления – нет самого преступления.
Многие оправдываются, что у них белая зависть, то есть хорошая. Я не ворую, никому не делаю плохо, просто хочу такой же, как у соседа или незнакомца автомобиль. Для этого я стараюсь заработать как можно больше денег, чтобы купить себе это. А если заработать не получается, а желание всё сильнее – надо обладать любой ценой. В материальном мире зависть страшна, она разрушает людей, становится причиной преступлений.
Не зря же в нашей традиции говорится: НЕ ВОЗЖЕЛАЙ! Не будет желания, не будет зависти.
Однако, если ученик завидует знаниям учителя, старается расти духовно – это похвально. Но тут уже всё зависит от учителя, от его готовности принять переросшего его ученика. Это проверка его нравственной и духовной силы.
Нередко, недостаточная нравственная зрелость учителя может стать причиной ссоры двух, когда-то близких людей: «Я звезда и не потерплю рядом с собой вторую звезду. Я лучше всех и это не подлежит сомнению, конкурентов у меня нет и быть не может». И вот уже два человека: учитель и ученик, когда-то делающие общее дело становятся непримиримыми врагами. А почему? Потому что ученик тоже становится значимым, а учитель завидует – «я и только я могу быть звездой...».
Я думаю, что такой учитель не имеет права называться учителем. Для того мы и работаем, чтобы наши ученики выросли и превзошли нас – ведь это и наша победа и наше достижение. От поведения ученика тоже многое зависит: он должен всегда помнить о том, кто дал ему знания и дорогу в эту жизнь.
Главное, в любой ситуации оставаться человеком, учитель ты или ученик.
Молитва
Молитва – это обращение к Б-гу, крики о твоём личном, интимном, сокровенном. Женская и мужская, реформистская, литвиков и хасидов. Есть ли в ней разница для Него? Какая из них ближе Г-ду? Я думаю, что ему ближе та, в которую вложены душа, сердце, когда ты в каждое слово вкладываешь душу, а не бубнишь текст. Это мы видим на примере молитвы Ханы. В чём её особенность: она в своей молитве раскрыла все свои чувства с огромной откровенностью, вложив всю силу своей души.
После разрушения Второго Храма молитва, по установлению мудрецов, стала заповедью, заменив жертвоприношение, поэтому главное - исполнить заповедь.
Но мне кажется, что заповедь, исполненная с душой, тебе самому приносит гораздо больше удовольствия и внутреннего удовлетворения, чем заповедь, исполненная для галочки.
Я спасла из воды мальчика
Я спасла из воды мальчика, еврейского мальчика. Но как мне его пронести во дворец, как скрыть от отца? Что придумать, чтобы отец его не убил? О, кажется, я знаю, как решить эту проблему. Попробую. Пойду к отцу, пока это не сделали другие.
- Папа, у меня для тебя новость.
- Какая, доченька?
- Мне сегодня бог Нила подарил сына.
- Как это?
- Я пошла гулять и нашла в реке малыша.
- Покажи мне его.
- Хорошо.
- Это же еврейский мальчик, смотри - он обрезан, его надо убить.
- Но папа, мне прислал его бог Нила в подарок.
- Ну и что?
- Папочка, давай воспитаем его как настоящего египтянина. Мне не будет с ним скучно, я не буду просить у тебя больше никаких подарков, и не буду досаждать тебе своими просьбами.
- Нет, мальчика надо убить.
- Но ведь бог Нила разозлится на тебя.
- Да я тоже бог! И не уступлю никому, кроме Асириса.
- Конечно, но бог Нила может оставить нас без еды, если не разольёт реку вовремя или не вернёт воды в русло, - Я думаю, он просит тебя воспитать этого мальчика, как своего сына.
- Нет!
- Папочка, миленький, но у меня же скоро День рождения, а эта живая кукла стала бы для меня лучшим твоим подарком.
- Я же сказал нет, даже не проси.
Батья сделала вид, что покорилась, но выходя из комнаты, небрежно бросила:
- Он ещё и от проказы излечил меня, чего не могли сделать 40 твоих жрецов. Я думаю, что за это он достоин твоей снисходительности.
Фараон задумался, а Батья помедлила в дверях...
- Уговорила. Может ты и права - с богом Нила надо дружить.
Еврейские имена
Еврейские имена: красивые, ласкающие слух, сохранившие наш народ в Египте, позволяющие отличить нас от других народов при теперешней ассимиляции.
Как здорово, что моя дочь, проходя в 2001 году Бат–мицву, выбравшая себе имя Юдит – иудейка, уже своим сыновьям дала еврейские имена на 8-ой день, когда им делали Брит–милу. Моих любимых внуков зовут Яков и Натан. Я думаю, почти уверена, что они, когда вырастут, не прервут своей духовной связи с нашим народом.
Я только в 30 лет узнала, что евреи не ходят в церковь и не крестят своих детей, в 38 первый раз попала в синагогу и начала открывать для себя историю и традиции своего народа. Когда в реформистской общине заговорили о церемонии Бат–мицвы для взрослых, мне было уже за 40. Но я сразу поняла, что хочу! Хочу взять еврейское имя, хочу выйти к свитку Торы и прочесть сама фрагмент из него, хочу сказать речь – Двар Тора, в которой донесу до общины и содержание, прочитанного мной отрывка, и мою радость от церемонии, и то, что меня привело к этой церемонии. Я всё это сделала.
Когда выбирала еврейское имя, то сомнений не было, только Ривка–Рут. Почему Рут – не знаю. А Ривка – моя любимая героиня ТаНаХа. Её образ заставляет меня всё больше и больше работать над собой, напоминает, что надо оставаться сильной в любой ситуации, никогда не опускать руки, верить, что из любой, даже самой тупиковой ситуации, всегда есть выход. Я учусь у Ривки её женской и житейской мудрости, любви к детям, теперь уже к внукам, безграничной вере во Вс-го.
Когда меня называют моим еврейским именем, я чувствую дополнительные силы, уверенность в правильности выбранного мной пути. Видимо, в это время у меня появляется дополнительная душа, так же, как она приходит к нам в Шаббат. Я твёрдо знаю, что никогда не потеряю свою духовную связь с еврейским народом, буду развиваться и делать всё для того, чтобы мои внуки остались евреями не только по рождению, но и по образу жизни и убеждениям.
"7 плодов Земли Израиля "
Лежали на столе семь плодов Земли Израиля. «Я самая важная», - начала спор пшеница.
- Из меня пекут халы на каждый Шаббат. –
- Но я тоже отношусь к злаковым, - возразил ячмень, - Именно с уборки моего первого снопа начинается «счёт омера».
- Но именно мои первинки приносили в Храм на Шавуот, на Рош га-Шана из меня пекут круглую халу, на Хануку – суфганиёт, а на Пурим – «уши Амана». Без меня не обходится ни один праздник - продолжила пшеница.
В спор постепенно вступили другие плоды.
- Если бы не было нас, не было бы Хануки, не горела бы в Храме Менора - воскликнули оливки.
- А без меня не было бы Рош га-Шана, так как я символизирую единство евреев и царь Шломо не написал бы своей прекраснейшей из книг «Шир а ширим», - радостно сказал гранат.
- Без меня не было бы Суккота, так как не было бы пальмовой ветви, - важно проговорил финик.
- А я просто вкусный и сладкий, и, в отличие от вас, меня съедают без остатка, - быстро воскликнул инжир.
- А без меня не было бы ни Шабата, ни какого-либо другого праздника, подал голос виноград, - так как из меня делают вино. - И только меня на некоторые праздники обязательно надо выпить 4 бокала, а на Пурим разрешено напиться.
Плоды задумались и замолчали.
Тут в комнату, где стоял стол, быстро зашёл человек. «О!», воскликнул он, «на столе лежат 7 видов плодов Земли Израиля, уже Ту би Шват, а я за хлопотами забыл». Быстро поставил на стол белое и красное вино, и пошёл звать родных, чтобы провести Седер.
"О Женщине"
Я хочу рассказать о потрясающей ЖЕНЩИНЕ, которая вместе со своим мужем, стояла у истоков создания общины прогрессивного иудаизма «Симха». Это Анна Гуревич. Подобно Мирьям, которая при переходе через Красное море повела за собой женщин, она повела за собой и мужчин, и женщин.
Как настоящая еврейская мама она обучала, сплачивала членов общины. Выписывая еврейские источники, она делала подшивки, давая всем читать. Анна узнавала про всё интересное, что происходило вне общины, информировала людей и помогала попасть на интересующие их мероприятия. Она всем помогала, чем могла. Заботилась обо всех. К ней могли подойти с любым вопросом, и, мне кажется, она также как самая многодетная мать, описанная в Торе, Лея вникала в проблемы своих детей, Анна проблемы людей принимала, как собственные. Она была очень неравнодушным человеком, ей до всего было дело: праздники, Шаббаты, Шахариты, болезнь членов общины, личные и финансовые проблемы.
Стоя у истоков создания группы комментаторов Торы, Анна Залмановна как Сара, была учителем, не только женщин, но и мужчин, делая еврейские души. Изучая Тору, знакомясь с женскими образами, я каждый раз находила много общего у Анны и наших праматерей.
Позже, тяжело заболев, Анна уехала на ПМЖ в Израиль. Но и там ей ничем помочь не смогли. Страшная болезнь унесла её жизнь.
Но человек жив, пока о нём помнят. А благодарные члены общины помнят её добрые дела до сих пор. Значит, она жива.
"Время Машиаха"
Настало время Машиаха. Третий Храм стал на своё святое место, там, где стояли Первый и Второй. Там всё так же, как и раньше: горит Менора, один раз в году Первосвященник входит в Святая Святых, в которую возвращен Ковчег со Скрижалями завета.
Отличие только одно (я очень в это верю!) - нет жертвенника. Почему? Потому что за время ожидания прихода Машиаха, за время тшувы, все научились у Ханы, матери пророка Шмуэля, губами говорить молитву, идущую из сердца. Вс-му больше не нужен запах крови и тела животных, Ему нужна искренность и эту искренность Он услышал в молитве, в «работе сердца», и отменил жертвоприношение. Искренние слова, идущие из самого сердца, сладостнее Ему любого жертвоприношения.
"Хана"
Я Хана, которая задаёт вопросы. Я Хана, которая хочет познать смысл жизни и понять поведение окружающих людей и Вс-го.
Пнина, почему ты смеёшься надо мной, что я тебе сделала? Г-дь наградил тебя детьми, а ты издеваешься надо мной, ведь я и так наказана Б-гом.
Вс-ий, что я сделала не так, что ты не дал мне детей? Я так верю в Тебя, я так молюсь Тебе.
Муж, почему ты считаешь, что твоя любовь важнее любви сына? Предназначение женщины родить и выкормить ребёнка, а я живу в этом мире зря.
УРА! Вс-ий услышал мою молитву, у меня будет ребёнок.
Но я обещала его Г-ду, а, значит, его будет воспитывать Эли.
Эли, ты не сумел достойно воспитать своих сыновей, сумеешь ли ты достойно воспитать моего мальчика, чтобы он полностью выполнил своё предназначение?
А может быть, благодаря моему ребёнку Эли исправит свои ошибки и станет моему сыну прекрасным отцом, воспитав его достойным служения Вс-му?
Это будет чудесно!
"О Софе Беспятовой"
Живёт в славном городе Бобруйске очень хорошая женщина, моя подруга Софа Беспятова. Я хочу немного о ней рассказать.
Софа всегда знала, что она еврейка, поскольку её бабушка и дедушка всегда соблюдали традиции. Да ей и антисемиты не давали забывать о том, что она еврейка - внешность говорила сама за себя. Жизнь заставляла не высовываться, да и нелёгкая работа и воспитание двух сыновей не добавляли времени и возможности заниматься изучением иудаизма и ходить в общину.
Да и еврейской жизни особенно не было. Однако, если для поколения Исхода чудом стали 10 казней и выход евреев из Египта, то для Софы чудом стали раввины, которые стали возрождать еврейскую жизнь на постсоветском пространстве.
Появились воскресные школы, младшего сына пригласили, он стал ходить и ему там понравилось. Мама тоже стала посещать мероприятия и праздники вместе с сыном. Видимо, всё-таки генетическая память была очень сильна и притягивала. Мальчик вырос, уехал жить в Израиль, мама, как когда-то Дебора – судья и пророчица отправила на войну своего мужа и сыновей, так же, благословила своего сына на службу в Армию Обороны Израиля. Служил Олег хорошо, имеет награды. Мама осталась работать волонтёром в воскресной школе. Так как она воспитала двух своих сыновей, как и наши праматери своих, достойными людьми, то стала передавать опыт и заниматься не только с детьми, но и с родителями.
Потом состоялась встреча Софьи с «Проектом Кешер» на программе байт ле мидраш для женщин. Как она говорит сама, её туда привёл сам Вс-ий. После программы она начала, подобно Саре и Мирьям, учить женщин, проводить Шаббаты в «Хэсэде».
Сейчас она продолжает работать в воскресной школе, ведёт кружок в «Хэсэде», помогает в центре поддержки еврейской семьи. Также принимает участие во всех еврейских праздниках.
Все знают, что она всегда поможет: раздача посылок, выезд с детьми на природу, фотосъёмка.
Она очень энергична, молода душой, неравнодушный, креативный человек.
Её ценят и уважают в общине. Я очень горжусь, что могу назвать её своей подругой.
"Сара и Акеда"
Проснувшись утром, Сара не нашла ни Авраама, ни Ицхака. Но куда они ушли? Почему ничего не сказали? Что случилось? Ни разу не было, чтобы Авраам не сказал мне о своих планах.
Что он сейчас от меня скрыл? Может они решили пойти за невестой Ицхаку? Но я была бы только рада.
Не понимаю в чём дело, но меня что-то очень сильно тревожит.
А в это время, идя по пыльной дороге, Авраам мысленно разговаривал с той, что была ему единомышленницей всю жизнь. Сара, поверь, я не мог поступить иначе. Вс-ий сказал – надо исполнять, не задумываясь. А ты бы не отпустила нас. Ты не должна была знать об этом путешествии. Нет, я в этом уверен.
Два дня он провёл в мысленных спорах с ней, а увидев на третий день нужное место, подумал: Г-дь показал мне это место именно на третий день. Но на третий день после обрезания я узнал о том, что у меня родится сын. Делая обрезание, я выполнял волю Вс-го и сейчас я выполняю Его волю. Я готов к испытанию и любому его исходу. А ты была бы так же готова? Не уверен…
А волнение Сары на третий день стало походить на безумство. Где они? Что с ними? Почему от них нет никакого известия? Она не могла успокоить себя ничем, не было доводов, способных помочь ей.
Только навязчивая мысль: что с моим сыном, где он? – преследовала её, чтобы она ни делала.
И в тот самый момент, когда Авраам занёс нож над сыном, её сердце не выдержало. Она умерла.
"Дочери Лота"
После гибели Сдома и Гоморры прошло время. Уцелевшие дочери Лота пришли в себя от потрясения, связанного с гибелью города и смертью родных. Однажды вечером, сидя в пещере, они стали обсуждать свою дальнейшую жизнь. Если людей на земле больше не осталось, то надо что-то предпринять для возрождения человечества. Однако, Вс-ий обещал больше никогда уничтожать человечество, да и они слышали о других городах.
Что же делать? Надо подождать, возможно, нас найдут выжившие люди.
Прошло ещё время. Ничего не изменилось, они так и жили втроём и ни одного человека не встретили. И вот они снова заговорили о дальнейших планах, о своём будущем.
- Может, нам попробовать спуститься вниз и самим поискать людей?
- А как мы можем оставить отца одного?
- Тогда, как старшая, пойду я.
- А если с тобой что-нибудь случиться?
- Что со мной может случиться?
- Земля может ещё пылать, и ты обожжешься или как мама превратишься в соляной столб, а отец не переживёт гибели ещё одной дочери.
-Так что, так и сидеть, сложа руки и ничего не делать?
- Яне знаю, я уверена, что если бы люди остались на земле, они бы нас уже нашли.
- А откуда люди знают, что мы тут есть, ведь они тоже видели гибель городов? Может нам разводить большой костёр по ночам, а вдруг кто увидит?
Костёр был разведён в тот же день, он горел всю ночь, а днём сёстры громко свистели и подавали различные звуковые сигналы целый месяц, но всё осталось по - прежнему.
Наконец, девушки пришли к выводу, что они использовали все возможные варианты и задали последние вопросы:
- А может, Вс-ий специально оставил нас троих в живых, чтобы от нас произошёл новый народ, как от Ноаха и его сыновей, представитель которого займёт своё достойное место в дальнейшей истории человечества?
- Но ведь кроме отца рядом с нами нет другого мужчины? Что же делать?
От старшей сестры произошли моавитяне. Их потомком стала Рут – прабабушка царя Давида. Может, ради рождения Рут дочерям Лота надо было решиться на этот шаг.
"Рут"
Рут, скажи мне, почему ты пошла из Моава в Израиль вместе со своей свекровью? Ведь это была чужая для тебя земля. Дома оставались состоятельные родители и сестра. Что двигало тобой?
Я искренне любила своего покойного мужа, его мать стала для меня родной, эта семья стала частью моей жизни. Её народ стал моим народом, а её Б-г стал моим Б-гом. Узнав этих людей, я поняла, что не смогу жить по-старому. Мне хотелось быть с Наоми до конца.
Спасибо! А почему ты пошла к Боазу и легла с ним? Ведь ты его не любила.
Я чужая в этой земле и другого мужа у меня быть не могло, а Наоми очень мудрая женщина, поэтому я всё сделала, как она посоветовала. Я хотела родить ребёнка и выполнить главное предназначение женщины. Так и случилось, спасибо Вс-му за это. Я стала прабабушкой великого царя Давида.
Вот что может сильная женщина, которая искренне хочет стать частью народа и матерью.
"Дина"
Меня зовут Лия. В своей семье я изгой. Почему? Я позволила себе поздно вечером пойти на дискотеку вместе с подружками и там познакомиться с парнем. Его зовут Андрей. А что в этом плохого спросите Вы? Я имею право общаться только с друзьями своих братьев или детьми друзей своих родителей. Остальным я понравиться не могу, по мнению моих близких. Почему? Ведь я не уродина и не прокажённая. Так заведено в нашей семье. А этот парень ещё и не еврей.
Некоторое время нам удавалось быть незамеченными. Однако, всё тайное становится явным. Однажды нас заметили мои братья: они сразу предъявили парню ультиматум, сказав, чтобы он бросил меня и не подходил ко мне больше никогда. Когда их разговоры не подействовали, они сообщили отцу, меня перестали выпускать из дома.
Но нам удалось тайно встречаться почти год. Андрей готов был бороться за меня и наше будущее, т.к очень любил меня. Но нет. Вскоре он пропал. Оказалось, после избиения моими братьями он попал в больницу, а потом переехал к своим родственникам. Его родные решили, что так будет лучше всем.
А как же я? О моих чувствах кто-нибудь спросил? Что изменилось в этом мире спустя тысячелетия? Чем отличается моя история от истории Дины? Только тем, что сейчас никто никого не убил, и меня не выгнали из дома. Ведь в той истории никого не интересуют чувства Дины, её страдания. Братьями движет только месть и традиция, а Якова беспокоит, что семья может пострадать. До Дины никому нет дела.
Я не хочу быть безголосой куклой, у меня есть право на собственную жизнь и своё мнение. Я сама отвечаю за принятые мною решения. Я полноценный человек, а не существо второго сорта, у которого нет права голоса. Я вас очень прошу: милые мои родные, услышьте меня, очень прошу! Иначе…
"О себе"
Жила в городе Минске женщина по имени Ирина. В семье никогда не говорили о еврействе, в школе и институте не тыкали.
Узнала только в 26 лет.
Родила дочь, собралась её крестить, не зная, что евреи не ходят в церковь. Не случилось… Попала к баптистам вместе с дочкой, там не понравилось.
А через2 месяца после этого оказалась наша героиня вместе с дочкой в семейном лагере, где встретила двух женщин: Лилю и Ольгу, сыгравших впоследствии ключевую роль в её судьбе. После попала вместе с дочкой в воскресную школу при молодёжной ортодоксальной организации «Лех Леха». Постепенно стала узнавать историю, традиции, Тору.
Подобно Итро, который узнал, что Вс-ий сделал для евреев и который потом примкнул к евреям, Ирина поняла, что иудаизм – это её. Лиля рассказала про «Проект Кешер», но было ещё рано. Через несколько лет состоялась судьбоносная встреча с Ольгой.
Начались семинары «Проекта Кешер»: новые знания, знакомства, люди, изменившие судьбу. Как, вероятно, евреи слушали Моше с его словами Торы, так и Ира слушала преподавателей. После семинаров началась другая жизнь: руководитель женской группы, она подобно Саре, сама стала учить женщин и делать еврейские души.
Придя в общину прогрессивного иудаизма, стала лидером, членом Совета общины, комментатором Торы и как Мирьям повела за собой женщин, иногда давая уроки и на курсе гиюра. Но сейчас всего этого мало. Реформизм не даёт расти дальше.
И подобно тому, как Хана неистово молила о ребёнке, Ирина просит Г-да указать ей дальнейший путь. То ли молитва не такая искренняя, то ли виновата доля меркантильности – хочется не только волонтёрства, но и оплаты. Ответа на молитву пока нет. Но надежда и вера умирают последними.
"Авраам"
И вот увидел Авраам на третий день место, к которому шёл. И подумал он: «Почему именно на третий день?». Обратился он к Вс-му с молитвой и попросил: «Объясни, вразуми раба своего».
И тут его озарило. Третий день был благословлен дважды и с тех пор стал считаться у людей самым удачным. Значит, и на мне с Ицхаком будет двойное благословение.
Будем благословлены мы оба. Авраам загадочно улыбнулся. И продолжали они путь. Через некоторое время Ицхак спросил: «Отец, у нас дрова, а где же жертва?».
И Авраам ответил: «Вс-ий сам найдёт себе жертву. Ты же знаешь, всё, что Он ни сделает, будет хорошо». Знаешь сынок, мне кажется, что происходящее сегодня с нами останется в памяти наших потомков на века, а принесённая нами жертва станет символом веры.