Пекарская Ирина, Кострома, Россия
"Акеда"
«И пошли они оба вместе» [Брейшит 22:6,8]
Одно из ключевых испытаний Авраама называется «Акедат Ицхак» - «Связывание Ицхака» (а не «жертвоприношение», как обычно называем). И в равной мере это испытание и Ицхака. Но что означает быть связанным для Ицхака?
Сначала – небольшая прелюдия.
Один мой друг рассказывает. Когда его родители, пианисты, ожидали его рождения, мама записывала сольный альбом. После рождения малышу не мешали спать занятия папы и мамы за фортепиано: музыка была естественным фоном его жизни. Когда мальчик подрос, он пошел в специализированную школу, где воспитывают будущих солистов. Когда юному музыканту было лет 11, мама спросила его – не винит ли он ее за то, что лишен обычного детства и не может бегать с мальчишками во дворе? «Зато я могу то, чего не могут они», - был ответ. Сейчас мой друг – зрелый музыкант, победитель ряда международных конкурсов пианистов в Италии, США, Ирландии, Японии. Таких высот без традиционных противоречий можно достичь, если в семье все будут вместе, они как бы «связанные» служением и не могут иначе…
Ицхак не мог не идти вместе со своими родителями. Рожденный согласно определенному плану, он был включен своим отцом в Завет на восьмой день после рождения. Он рос в специфической атмосфере служения Авраама и Сары. В этой семье любящих друг друга людей, объединенных единством смысла, не было необходимости в лишних разговорах и обсуждении планов. Их цели совпадали и не предполагали иных путей для развития. Ицхак был рожден Сарой ради последнего испытания Авраама, она отдала его, тем исполнив свою миссию, еще до его рождения продемонстрировав высочайший уровень самоотречения ради идеи.
«И пошли они оба вместе» – эта фраза встречается дважды. Первый раз, когда Авраам и Ицхак остаются вдвоем у подножия горы и второй раз – после диалога между ними. Этот оборот, содержащий в себе избыточное уточнение, акцентирует момент выделения Ицхака из числа просто доверенных лиц на более высокий уровень, и момент, когда он осознанно принимает на себя эстафету служения своих родителей. Здесь отделение и принятие для Ицхака аллегорически сравнимы с событиями в дальнейшей еврейской истории, описывающими дарование и принятие Торы – Шавуот и Пурим. Именно этот эпизод можно назвать «связыванием», здесь происходит отказ от альтернативного пути, но он стал возможен благодаря жизни предыдущего поколения, полной смысла и преданности.
Ирина Пекарская
Сентябрь 2012