Сусанна Тураева
(записала Лариса Стародбцева, Нижний Новгород)
Сусанна родилась 30 мая 1938 года в Иваново. Мои родители приехали туда из местечка Славута Каменец -Подольской области в 1932 году. Отец, Пекней Давид Зиновьевич, был из семьи раввинов и, чтобы поступить учиться, уехал в город Иваново. Мама, Гурвич Берта Борисовна, была одной из первых комсомолок в Славуте и поступила учиться в Винницкий фармацевтический институт, по окончанию которого переехала к отцу. В 1932 году родилась старшая сестра Клара. Отец окончил Ивановский индустриальный техникум, и работал инженером-строителем. В марте 1941 года он был призван в армию и строил воинские укрепления в Шауляе, Литва. 19 июня 1941 года мама получила телеграмму от папы, что ей с двумя детьми разрешён приезд к нему. Эта телеграмма хранилась в семье. Они не успели поехать, т. к. 22 июня 1941 года началась война, папа погиб в первый ее день; мама вступила в ВКП/б/ в память о папе. В июне 1941 года из Славуты приехали родители мамы. У них был открытый дом, часто собирались люди интеллигентные, образованные, девочка очень любила свою семью, особенно маму, она и была для нее идеалом.
Сусанна всегда, сколько себя помнит, открыто признавала свою принадлежность к еврейству. Тем более, что друзья семьи были, в основном, евреи. В семье обязательно отмечался праздник Пейсах, приходили знакомые. Бабушка сама пекла мацу. На Йом Кипур бабушка одевала своё самое красивое платье и шла молиться. На годину смерти дедушки молились 10 дней. У них была большая квартира с отдельным входом, и это позволяло собрать людей; но компетентные органы вызвали маму, и это прекратилось. С проявлением антисемитизма Сусанна сталкивалась на протяжении всей жизни. В первом классе девочки побили ее, мотивируя тем, что она - еврейка, но затем они подружилась. В 1952 году маму уволили с работы «по делу врачей», она работала начальником цеха на галенофармацевтической фабрике, уже после смерти И. Сталина в 1953 году она нашла себе работу. В 1968 году по линии НТО энергетиков была организована поездка в Чехословакию, и хотя Сусанна была секретарем общества, но ее не взяли из-за анкетных данных.
Сусанна окончила престижный Ивановский энергетический институт в 1961 году по специальности инженер – теплотехник и получила направление на работу в г. Горький (ныне Нижний Новгород) в Энергонадзор, где проработала 33 года до выхода на пенсию. Она работала с интересом и была выдвинута на Всесоюзную Доску Почёта. Сусанна всегда была социально активна, была профсоюзным лидером, вечно кому-то помогала, кого-то защищала. Даже в молодые годы считала это проявлением еврейской сути. .
Наибольшее удовлетворение Сусанне принесла еврейская жизнь, в которую она окунулась после участия в конференции по иудаике в 1990 году в г. Ростове - на - Дону. Ее поразили и доклады, и докладчики: М.Членов, Р. Спектор, И.Зисельс, В.Энгель. Сусанна пришла в Клуб еврейской культуры Нижнего Новгорода16 апреля 1989 года на учредительное собрание и была избрана в ревизионную комиссию. С того момента она активно включилась в еврейскую жизнь и стояла у истоков возрождения и становления еврейской общины г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. На волонтёрских началах была председателем общества еврейской культуры Нижнего Новгорода, входила в Совет ВААД СССР и в Совет ВААД России. При ее участии в 1991 году синагога в Нижнем Новгороде была возвращена религиозной общине. В 1992 году Сусанна Давидовна создала общество еврейской культуры; в 1994 году создала, второй в СНГ, благотворительный центр «Хэсэд Сара»; в 2005 году создала общественную организацию «Нижегородскую региональную еврейскую национально-культурную автономию», исполнительным директором которой является по сей день. По инициативе Сусанны было создано общество еврейской культуры г. Дзержинска, затем местная еврейская национально-культурная автономия. Под ее редакцией вышли в свет две книги: «Евреи Нижнего Новгорода, том 2»; «Золотые окна» - повесть и рассказы о Холокосте, перевод с польского. Она была делегатом от России на международном конгрессе женщин, внёсших наибольший вклад в еврейское движение во всём мире «Иудейские львы».
С Проектом Кешер Сусанна познакомилась в мае 1994 года на Конференции еврейских женщин в Киеве, которая произвела на нее большое впечатление и укрепила уверенность в том, что в руках еврейских женщин возрождение и становление общин, дала возможность поделиться свои опытом и обогатить знания. По приезду в Нижний Новгород, Сусанна стала привлекать женскую группу к сотрудничеству с Проектом Кешер, и на сегодняшний день в ее багаже несколько удачных крупных совместных проектов.
Сусанна считает, что надо «быть верным самому себе и делать всё «мид ганц ахц» - всем сердцем!»
Сусанна родилась 30 мая 1938 года в Иваново. Мои родители приехали туда из местечка Славута Каменец -Подольской области в 1932 году. Отец, Пекней Давид Зиновьевич, был из семьи раввинов и, чтобы поступить учиться, уехал в город Иваново. Мама, Гурвич Берта Борисовна, была одной из первых комсомолок в Славуте и поступила учиться в Винницкий фармацевтический институт, по окончанию которого переехала к отцу. В 1932 году родилась старшая сестра Клара. Отец окончил Ивановский индустриальный техникум, и работал инженером-строителем. В марте 1941 года он был призван в армию и строил воинские укрепления в Шауляе, Литва. 19 июня 1941 года мама получила телеграмму от папы, что ей с двумя детьми разрешён приезд к нему. Эта телеграмма хранилась в семье. Они не успели поехать, т. к. 22 июня 1941 года началась война, папа погиб в первый ее день; мама вступила в ВКП/б/ в память о папе. В июне 1941 года из Славуты приехали родители мамы. У них был открытый дом, часто собирались люди интеллигентные, образованные, девочка очень любила свою семью, особенно маму, она и была для нее идеалом.
Сусанна всегда, сколько себя помнит, открыто признавала свою принадлежность к еврейству. Тем более, что друзья семьи были, в основном, евреи. В семье обязательно отмечался праздник Пейсах, приходили знакомые. Бабушка сама пекла мацу. На Йом Кипур бабушка одевала своё самое красивое платье и шла молиться. На годину смерти дедушки молились 10 дней. У них была большая квартира с отдельным входом, и это позволяло собрать людей; но компетентные органы вызвали маму, и это прекратилось. С проявлением антисемитизма Сусанна сталкивалась на протяжении всей жизни. В первом классе девочки побили ее, мотивируя тем, что она - еврейка, но затем они подружилась. В 1952 году маму уволили с работы «по делу врачей», она работала начальником цеха на галенофармацевтической фабрике, уже после смерти И. Сталина в 1953 году она нашла себе работу. В 1968 году по линии НТО энергетиков была организована поездка в Чехословакию, и хотя Сусанна была секретарем общества, но ее не взяли из-за анкетных данных.
Сусанна окончила престижный Ивановский энергетический институт в 1961 году по специальности инженер – теплотехник и получила направление на работу в г. Горький (ныне Нижний Новгород) в Энергонадзор, где проработала 33 года до выхода на пенсию. Она работала с интересом и была выдвинута на Всесоюзную Доску Почёта. Сусанна всегда была социально активна, была профсоюзным лидером, вечно кому-то помогала, кого-то защищала. Даже в молодые годы считала это проявлением еврейской сути. .
Наибольшее удовлетворение Сусанне принесла еврейская жизнь, в которую она окунулась после участия в конференции по иудаике в 1990 году в г. Ростове - на - Дону. Ее поразили и доклады, и докладчики: М.Членов, Р. Спектор, И.Зисельс, В.Энгель. Сусанна пришла в Клуб еврейской культуры Нижнего Новгорода16 апреля 1989 года на учредительное собрание и была избрана в ревизионную комиссию. С того момента она активно включилась в еврейскую жизнь и стояла у истоков возрождения и становления еврейской общины г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. На волонтёрских началах была председателем общества еврейской культуры Нижнего Новгорода, входила в Совет ВААД СССР и в Совет ВААД России. При ее участии в 1991 году синагога в Нижнем Новгороде была возвращена религиозной общине. В 1992 году Сусанна Давидовна создала общество еврейской культуры; в 1994 году создала, второй в СНГ, благотворительный центр «Хэсэд Сара»; в 2005 году создала общественную организацию «Нижегородскую региональную еврейскую национально-культурную автономию», исполнительным директором которой является по сей день. По инициативе Сусанны было создано общество еврейской культуры г. Дзержинска, затем местная еврейская национально-культурная автономия. Под ее редакцией вышли в свет две книги: «Евреи Нижнего Новгорода, том 2»; «Золотые окна» - повесть и рассказы о Холокосте, перевод с польского. Она была делегатом от России на международном конгрессе женщин, внёсших наибольший вклад в еврейское движение во всём мире «Иудейские львы».
С Проектом Кешер Сусанна познакомилась в мае 1994 года на Конференции еврейских женщин в Киеве, которая произвела на нее большое впечатление и укрепила уверенность в том, что в руках еврейских женщин возрождение и становление общин, дала возможность поделиться свои опытом и обогатить знания. По приезду в Нижний Новгород, Сусанна стала привлекать женскую группу к сотрудничеству с Проектом Кешер, и на сегодняшний день в ее багаже несколько удачных крупных совместных проектов.
Сусанна считает, что надо «быть верным самому себе и делать всё «мид ганц ахц» - всем сердцем!»