Инна Моторная
С Проектом Кешер Инна – 13 лет. Сотрудничество началось в 2001 года на региональном семинаре Проекта Кешер. Инна – выпускница проекта «Бейт Бина» и Тренинговой программы Проекта Кешер. В 2001 г. Инна организовала в Волгограде женскую группу и до сих пор её бессменный руководитель. С 2005 г. Инна – Региональный представитель Проекта Кешер в России. Проект Кешер изменил Инну и жизнь ее семьи. Она в своем мировоззрении вышла за пределы своей семьи, общины, её стали волновать проблемы женщины, общества, перестроилась система ценностей. Инна стала более критична к себе, чувство неудовлетворенности двигает ее к дальнейшей деятельности.
Инна Михайловна родилась в городе Лесозаводске Приморского края на Дальнем Востоке. Папа, Колодяжный Михаил Степанович, был кадровым офицером, и на момент рождения Инны проходил там военную службу. Мама, Раиса Михайловна (Рахиль Менделевна), была работником общественного питания. У Инны была старшая сестра Зоя. Семья переезжала с одного места на другое, а после демобилизации папы из армии, они поселились в Волгограде. Родители вели светский образ жизни, но мама, воспитанная в еврейской семье (ее отец был религиозным евреем, надевал тфилин и читал Тору), на генетическом уровне была еврейской мамой, что выражалось в постоянной опеке детей и мужа. Мама уделяла большое внимание воспитанию дочерей, всегда настраивала на необходимость умственного труда, продолжения учебы. Инна говорит что, «наверное, только еврейская мама может быть так предана своей семье как моя мамочка (светлая ей память)». А бабушка Фрейда Янкелевна Вайзбург готовила чудные еврейские блюда: кисло-сладкое жаркое, рыбу-фиш и др. Все бабушкины блюда Инну научила готовить мама, а Инна – свою дочку, передавая семейные рецепты из поколения в поколение.
Инна в детстве хотела стать певицей, но осознавая, что это мечты, решила быть врачом. К окончанию школы девочка попала под влияние классного руководителя – химика, которая внушила, что Инна – прирожденный химик. Тогда эта профессия в Волгограде была модной и престижной – строились новые цеха химического комбината. Поступила, выучилась. Идеалов у Инны не было, кумиров себе она не сотворила. Видела вокруг себя интересных людей, была всегда критична к себе, ни на кого не хотела быть похожей.
Принадлежность к еврейству Инна признавала всю свою жизнь. Но ее мама всегда говорила дочерям: «Никому не говорите, что у вас мама еврейка», т.к. боялась за них. В полной мере Инна почувствовала себя еврейкой с 2001 года, когда впервые пришла в еврейскую общину. Через несколько месяцев Инна стала во главе община и стала открыто представлять еврейскую общину на различных уровнях.
С проявлением антисемитизма Инна впервые столкнулась в школе, когда ее семья жила в городке Коростене на Украине – одноклассник обозвал ее жидовкой. А когда Инна сама стала мамой, с явлением антисемитизма столкнулась ее, тогда 14-летняя, дочь Алиса. В школе к ней подбежал мальчик-татарин, плюнул ей на ногу и обозвал таким же словом. Недавно Инна участвовала во встрече одного из кандидатов в депутаты Городской Думы Волгограда с избирателями. И снова… – вся предвыборная речь кандидата свелась к обвинению во всех проблемах государства евреев и заявлению необходимости выборов на руководящие посты только русских.
Инна всегда была социально активна, отзывчива на чужую беду. Даже когда была старшеклассницей, к ней за советом обращались девочки и парни, доверяли свои секреты. А называли ее в классе Михайловной. В школе была комсоргом, на работе сначала секретарем комсомольской организации, потом секретарем партийной организации, но никогда не занималась политикой. Выбирал Инну коллектив, наверное, потому, чтобы иметь возможность быть защищенными. Знали, что Инна всегда пойдет заступаться за обиженного человека – в любое место, на любой уровень. Ей всегда нравилось заниматься организаторской работой, помогать другим, особенно женщинам в решении женских проблем. Защитить ближнего – наверное, это и было первым проявление еврейской сущности Инны, о которой она тогда и не подозревала.
По-настоящему, еврейская суть Инны стала проявляться с 2001 года с приходом в еврейскую общину, и это стало импульсом для ее участия в еврейской жизни. Она сразу окунулась в дела общины, начиная от участия в ремонте (белила потолки, клеила обои и пр.) до организации мероприятий. Сегодня, благодаря грамотному руководству Инны Михайловны, местная религиозная организация ортодоксального иудаизма «Еврейская община Светлоярского района Волгоградской области» значительно изменилась. В ней выросла большая команда волонтеров: на волонтерских началах работают многие программы: женский, семейный и молодежный клубы. Проходят встречи по изучению текстов Торы. Общину знают на всех уровнях в городе и области. Созданный Инной актив общины является инициатором многих социально-значимых мероприятий (семинаров, акций, круглых столов, конференций и пр.). У общины более 50 партнерских организаций, которые приглашают на свои мероприятия, просят быть экспертами по решению различных вопросов. Самое главное – при ее руководстве община для евреев стала теплым, гостеприимным домом, где каждый найдет дело по душе, услышит доброе слово и получит реальную помощь. Как руководитель еврейской общины, Инна зарабатывает 3 тысячи рублей, и часто эти деньги остаются в общинной цдаке. Она работает в общине по зову сердца, это уже стало ее образом жизни. Инна Михайловна не считает времени и сил, которые уходят на еврейскую деятельность. Вся семья подчинена ее образу жизни, живет ее радостями и переживаниями за жизнь общины.
Журнал «Лехаим» назвал организацию, возглавляемую Инной, общиной с женским лицом. Наверное, потому, что самые активные и инициативные в ней – это женщины. Но и помощь мужчин нельзя недооценить. Они, как правило, хорошие советчики и исполнители. Большая помощь от мужчин-пенсионеров, которые в свое время были на ответственных постах, по старым связям они способствуют налаживанию связей со спонсорами. Но вся деятельность общины по еврейскому образованию, социальным программам, воспитанию детей в Воскресной школе лежит на женщинах-активистках. Инна считает, что роль женщин в последнее время выросла: «Сегодня женщина наравне с мужчиной носительница еврейских знаний: она читает Тору, учит тексты ТаНаХа. Передает свои знания другим: и женщинам, и мужчинам. Женщина часто стоит у руководства еврейской организации, в активе общин много женщин. Я уверенно чувствую себя в роли руководителя еврейской общины. Со мной считаются другие руководители еврейских организаций на различных уровнях, советуются раввины».
Чувство гордости за то, что Инна – еврейская женщина, сопутствует ей последнее десятилетие постоянно. Например, по поводу изменения роли женщины в иудаизме – ведь достойных женщин среди различных национальностей много. Инну уважают, ей доверяют, за ней идут женщины разных национальностей и это – здорово!
Инна известна и узнаваема на региональном уровне, ее часто приглашают быть экспертом партнерские организации. Но… «чем больше умений и навыков, тем больше неудовлетворенности собой: как мало я еще знаю».
Женская группа Проекта Кешер, которой руководит Инна, – это постоянный состав женщин, в который периодически вливаются новые люди. Между собой участницы давно уже стали подругами и дружат семьями, привлекли своих мужчин к семейному клубу. Это команда единомышленниц, которые четко представляют и серьезно воспринимают проблемы общества, они понимают, что начинать нужно с себя. Они также верят, что все деятельность женской группы внутри общины и за ее пределами обязательно приведет к изменениям в обществе. Конечно, такая вера пришла не сразу. Это длительный процесс совместной деятельности с Проектом Кешер. Самые яркие моменты сотрудничества – это вручение Свитка Торы Волгоградской еврейской общине, пресс-конференция в Волгограде по итогам реализации проекта «Построение гражданского общества через женские объединения» и Конференция в Кисловодске после реализации проекта против вывоза женщин в рабство на Северном Кавказе. На Конференцию приходили даже представители организаций, которых не приглашали, узнав об успехе проекта, они выразили желание сотрудничать. Развитие женских групп на Северном Кавказе имеет свои особенности, и успех в реализации проекта, в результат которого не верили сначала сами женщины – был большим достижением
Удовлетворения от реализации своего потенциала Инна почувствовала, став во главе еврейской организации, женской группы, работая в Проекте Кешер, получив возможность быть независимой, творить, создавать и общаться с коллективом единомышленников.
Инна Михайловна советует: «Прежде всего, гордись тем, что ты принадлежишь к еврейскому народу. Старайся больше узнать о его традициях, истории. Эти знания укрепят веру в собственные силы, в силу еврейской общины. Это не громкие слова. Со мной так и происходит».