Дарья Хазанова
(записала Екатерина Богуславская, Евпатория)
Дарья Самуиловна стояла у истоков возрождения еврейской жизни Евпатории- занималась поисками евреев в городе и области, наладила доставку мацы к Песаху, создала музыкальный ансамбля "Шир - Халом". Именно она была организатором первой женской группы «Адасса» при Хеседе «Шолом», объединив женщин для углубления их еврейской самоидентификации, познания иудаизма и общения с единомышленницами. Ее преемницей является нынешняя женская группа «Дебора» Проекта Кешер, существующая с 2004 года. Дарья входит в ее актив, участвуя в деятельности по изучению еврейских текстов, истории и традиции, различным аспектам женского здоровья и сотрудничестве с другими национальными общинами города.
Дарья считает, что «путь к еврейству не простой, он выбран не нами, а Всевышним, и его надо пройти достойно, с высоко поднятой головой!!!»
Дарья родилась 29 мая 1932 года в местечке Себеж на границе России с Латвией. Городок был погранзаставой, где жили, в основном, евреи, переселившиеся из Польши и Германии ещё в 18 веке. Мама Дарьи родилась в 1902 году в Себеже, а папа в 1897 году в Лудзе (Латвия). В 1918 году, после революции, открыли границу, и папа вместе с сестрой бежали от страшной бедности в Саратов. Мама по той же причине оказалась в этом городе. Тогда в Поволжье был страшный голод, мама заболела тифом, её спас от смерти будущий супруг. Он был хорошим мастером – сапожником. В 1921 году они поженились, в 1921 году родился старший брат Дарьи- Бениамин. Вся родня осталась в Себеже, и родители решили вернуться туда, где и прожили до начала Великой Отечественной войны. Детей в семье было пятеро детей: в 1923 году родилась сестра Блюмочка, в 1926 году-средняя сестра Рива, в 1932 году- Дарья, в 1938 году - брат Исаак, который сейчас проживает в Германии.
Росла Даша в обыкновенной еврейской семье, где сохранялись все традиции, несмотря на то, что возможности были ограничены. Еврейского языка и письменности она не знала, в отличии от старших брата и сестры, успевших поучиться в еврейской школе до ее закрытия в конце 30-х годов. Мама с папой общались особым способом (т.к. папа был глухонемой), но еврейскую речь девочка слышала, т.к. мама со своими родственниками общалась на идиш. Традиции в семье соблюдались всегда, папа строго следил, чтобы мясная и молочная посуда была разделена. До войны мацу пекли дома в русской печи, собирались соседи и родственники, месили, катали, а папа всегда был пекарем! Синагоги в городе не было, но еврейские праздники отмечались! И даже во время эвакуации в Чебоксары, семья соблюдала все правила. В Йом - Кипур все, включая детей, соблюдали полностью пост. Приходил дядя Аврам и читал молитвы. И где бы Дарья не находилась, мама сообщала ей даты праздников и, по мере возможностей, семья их соблюдала. Дарья всегда чувствовала свою принадлежность еврейству и никогда, ни при каких обстоятельствах, не скрывала этого и не комплексовала! Не смотря на то, что на вышестоящие должности почему-то назначали других, а при попытке поездки в тур даже по странам социалистического лагеря, ей было отказано без каких-либо объяснений.
Дарья считает, что «путь к еврейству не простой, он выбран не нами, а Всевышним, и его надо пройти достойно, с высоко поднятой головой!!!»
Дарья родилась 29 мая 1932 года в местечке Себеж на границе России с Латвией. Городок был погранзаставой, где жили, в основном, евреи, переселившиеся из Польши и Германии ещё в 18 веке. Мама Дарьи родилась в 1902 году в Себеже, а папа в 1897 году в Лудзе (Латвия). В 1918 году, после революции, открыли границу, и папа вместе с сестрой бежали от страшной бедности в Саратов. Мама по той же причине оказалась в этом городе. Тогда в Поволжье был страшный голод, мама заболела тифом, её спас от смерти будущий супруг. Он был хорошим мастером – сапожником. В 1921 году они поженились, в 1921 году родился старший брат Дарьи- Бениамин. Вся родня осталась в Себеже, и родители решили вернуться туда, где и прожили до начала Великой Отечественной войны. Детей в семье было пятеро детей: в 1923 году родилась сестра Блюмочка, в 1926 году-средняя сестра Рива, в 1932 году- Дарья, в 1938 году - брат Исаак, который сейчас проживает в Германии.
Дарья с детства любила музыку, увлекалась пением, хорошо училась, как и все остальные дети, несмотря на то, что у мамы было всего три класса образования. В 1939 году брат Бениамин, после окончания 10 классов, поехал учиться в Ленинград в институт инженеров железнодорожного транспорта. Он стал чемпионом по шахматам среди юношей, играл в духовом оркестре, занимался фотографией. С начала войны пошел добровольцем в Ленинградское ополчение и с тех пор пропал без вести, Дарья ищет его всё это время. Для нее он был и остался идеалом, поэтому после окончания школы, Даша поступила в тот же институт на специальность инженера-электрика, проработала много лет инженером –связистом.
Дарья всегда была активным человеком: в школе - староста класса, член комитета комсомола. В институте была на доске почета; назначена командиром отряда студенческого на строительство Андреевской ГЭС на Кольском полуострове, активная участница художественной самодеятельности. В Челябинске работала инженером линейно-аппаратного зала и была секретарём комитета комсомола дистанции связи. В коммунистическую партию не приняли. Мотив был таков: не нужны в данный момент инженеры, кончился лимит, нужны рабочие кадры. Больше у Дарьи не было желания вступать в такую партию, хотя в последующем предложений были не раз. В 1961 году мужа перевели на строительство ракетных комплексов на востоке СССР и она путешествовала с ним в Омск, Тюмень, Красноярск, Саратов, Йошкар-Олу, Североморск. Везде Дарья утраивалась на работу по специальности, везде ее избирали в профсоюзные органы и доверяли организацию массовых развлекательных мероприятий. Она считает, что «эти качества во мне заложены Богом и моим еврейским происхождением. Внутри меня Б-г заложил, видимо, еврейскую черту что-то изменить, организовать, не быть равнодушной». Это ее сопровождало всю жизнь. Она всегда стремилась к справедливости, как Дон Кихот, боролась за нее. В людях Дарья ценит честность, порядочность, надёжность – именно этими качества привлекли ее в муже, Петре Исаевиче Хазанове.
В 1982 году, в связи с болезнью мужа, семья переехала на постоянное место жительства в Евпаторию. Приближалась еврейская пасха и встал вопрос о приобретении мацы. Дарья никого не знала из местного населения и стала искать евреев. Ей подсказали, что мацу изготовляют в Симферополе в еврейском общинном центре, куда она и поехала. Так продолжалось много лет. В 1987 году в Евпатории стало работать еврейское общество "Алеф", и Дарья обратилась к его правлению по вопросу обеспечения мацой на что получила ответ: " Культурное общество не занимается этим. Вам надо, вот и занимайтесь!» Дарья вспоминает: «Меня эти слова очень задели и я взялась за дело: дала объявление в газету и начала по телефону сама вести запись всех желающих приобрести мацу. И дело пошло- работы было очень много, я связывалась с Киевскими синагогами, где выпекали мацу и т.п. Но все желающие евреи к Песаху были с мацой - это была огромная волонтерская работа! Таким образом, я втянулась в еврейскую жизнь города. Трудно давать себе оценку, но мой вклад был очень большой в развитии еврейского движения города Евпатории, Саки, Сакского района. Сама лично объехала все районы в поисках евреев и многим удалось помочь в организации жизненных вопросов. Давала объявления в газеты, заходила на почты, в сельские советы с призывом отозваться евреев. С моей помощью многие смогли приобщиться к еврейству. Считаю большой заслугой с моей стороны создание еврейского музыкального ансамбля "Шир - Халом" это тоже была волонтёрская работа. Ансамбль пел много еврейских песен и принимал участие в различных конкурсах и мероприятиях, проводимых как в Крыму, так и в ближнем зарубежье». Женщины сыграли ведущую роль в возрождении еврейства в Евпатории. Активно проявили себя Ада Штейнберг, Белла Токарская, Е. Гусева, и особенно, Ада Эрингросс: организован культурный центр " Алеф", созданы воскресные школы для детей с изучением иврита, еврейских традиций и культуры, детский музыкальный ансамбль, организовывались большие мероприятия в еврейские праздники, приглашали ученых из Симферополя, Соломонник и Бернадскую, для чтения лекций по истории евреев Крыма. Центр «Алеф» выпустили брошюры "Книга памяти" об участниках Великой Отечественной войны, при активном содействии врача, участника ВОВ, Расы Холомянской.